среда, 10 сентября 2014 г.

Неглавное мнение

Наверное, я вправе высказать свою точку  зрения на происходящие прения в прессе по вопросу «нужна ли современному человеку библиотека», имея тридцатилетний опыт работы в библиотеках различных ведомств и учреждений. Какой должна быть по форме библиотека – не суть, гораздо важнее – какая библиотека по содержанию. Содержание или то, что есть внутри библиотеки – это КНИГА. Не просто «информационные ресурсы», «информационные документы», как принято сегодня называть библиотечный фонд, и при этом обезличивать, сваливать в один информационный поток многодневный кропотливый  труд  души АВТОРА. Я, как библиотекарь, обязана стать на сторону автора. Я обязана почувствовать его душу и донести все мысли между строк его читателю. Я -  не просто механическая машина по раздаче и приему библиотечных документов, я – проводник в мире идей, мнений, знаний. Как бы это пафосно не звучало, но именно так себя ощущает библиотекарь. И именно от этого ощущения зависит работа с читателем библиотеки. Вот и подошли  к еще одному составляющему – ЧИТАТЕЛЬ. Каждый библиотекарь – Читатель, именно с большой буквы. Читатель внимательный, вдумчивый, анализирующий, сопоставляющий, направляющий. В его компетенции передать эти качества другим, таким разным, читателям.  В силах библиотекаря дать правильное представление о книге, именно от его мнения зависит ее выбор.  
Я специально не употребляю слов «информация», «ресурсы», «пользователь». Это очень широкие понятия, всегда хочется конкретики. Потому что, книга и читатель – это реальное, близкое и настоящее. 
Да, можно закрыть библиотеки, как не рентабельные учреждения. Что толку от библиотек, есть ИНТЕРНЕТ. И автор разместит там свои творения, и мнение свое может высказать читатель. Но сегодня современные дети очень четко разделяют понятия «книга» и «интернет», по результатам опроса интернет для них не заменит книги.  Есть у них и любимые писатели, и любимые книги, и любимые герои. Есть свое мнение, которым можно поделиться  с друзьями не в «чате». Есть библиотекарь, который откроет те страницы, которые, на первый взгляд, покажутся не интересными, скучными, лишенными смысла.   
Мысль реформопреобразования  библиотек носится в воздухе.  Именно носится и именно в воздухе. Нужна ли реформа библиотекам? Да и что такое «реформа библиотек»? И нам самим приходиться додумывать. Может поменять статус, может внедрить новые   формы работы, сократить число библиотек, а может …. И так до бесконечности.  По сути, прежде чем  реформировать, мы должны четко определить для себя конечный результат наших реформ, чего мы хотим добиться – государственной поддержки или финансовой независимости, самостоятельности, принятия закона об авторском праве, информатизации общества, решить правовые вопросы библиотек, урегулировать внутрибиблиотечную деятельность. 
Не вижу смысла доказывать необходимость существования библиотек. Ведь библиотеки не только собирают и хранят накопленные человечеством знания, но и являются образовательными учреждениями, в которых   человек, закончивший школу и ВУЗы,  продолжает  и дальше самостоятельно получать знания. Во всем мире в сфере образования растет новое поколение, которое будет создавать общество будущего, определяемое сегодня как общество знаний.
Не могу не сказать о сельских библиотеках и сотрудниках этих библиотек    - энтузиастах своего дела,  готовых выслушать каждого читателя и оказать помощь не только в выборе книги, которые создают уют и комфорт  своих библиотек. Для них библиотеки  - это второй дом, войдя в который ощущается атмосфера доброжелательности, заинтересованности в каждом читателе, даже самом маленьком. Очень приятно, когда ты идешь по улице своего села, и тебе уже издалека кричат «здравствуйте». Когда дети наперегонки бегут в библиотеку, когда слышишь слова благодарности от своих читателей. Когда библиотекаря считают не предметом мебели в библиотеке, а «ходячей энциклопедией», способной ответить на любой вопрос. Каждому сельскому библиотекарю  ОГРОМНОЕ СПАСИБО.

1 комментарий: